Диагностика готовности ребенка к школе

Чтобы помочь Вам, разберемся с понятием готовности к школе. Оно сложное, состоит из нескольких составляющих, одинаково важных.

1. Физическое развитие + состояние здоровья + биологический возраст = морфологическая готовность. 

Ее определяют врачи, заполняя медицинскую карту перед школой. Зачастую это происходит формально, необходимые сведения заносятся в карточку: вес, рост, другие показатели, узкие специалисты ставят свои отметки и все. Дальше решать родителям. Хотите получить полную информацию, пройдите обследование, как положено, обязательно расспросите врача, какие рекомендации в связи со школой он может дать для вашего ребенка.
Обратите внимание на уровень развития нервной системы, расспросите врача, как это проявляется в поведении ребенка, чтобы лучше понимать ребенка. 

2. Психологическая готовность – следующая важная составляющая. 
И тоже состоит из многих компонентов. Скажу о самых главных.

Интеллектуальное развитие. 

Многие ошибочно считают, если ребенок умеет писать, читать, считать, решать элементарные задачки, он готов к школе. Это лишь навыки, которым можно научить. Важно определить уровень развития мышления. Это может сделать и психолог, и педагог, если обладает необходимыми методиками. Зачем это исследование? Чтобы увидеть, какими операциями мышления ребенок уже владеет, а какие «еще на подходе», т.е. сам не владеет, но с помощью взрослого справляется. Поэтому обязательно просите по результатам тестирования рекомендации у психолога или педагога. Обычно это игры для развития, многие из них доступны во время прогулки, сочетаются с другими привычными играми.


Важным компонентом в интеллектуальном развитии является развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. 
Также психолог определяет восприятие, память, внимание и дает свои рекомендации по их развитию, если необходимо.

Эмоционально-волевое развитие 

– важная часть общей готовности к школе. Умеет ли ребенок проявлять адекватные эмоции, отличать элементарные из них по картинкам определит психолог. И, конечно же, не забываем о волевой зрелости. С дефицитом воли вы наверняка столкнетесь. Это может выглядеть так. Пора садиться за уроки, а он оттягивает часами, то попить, то поесть, то устал, выматывает вас и себя. Не хватает воли, и это часто встречается у первоклассников, да и у старших школьников тоже. Как тогда быть, ведь уроки сделать надо. Здесь как раз понадобиться ваша помощь. 


Поделитесь с ребенком «кусочком своей воли», найдите подход к ребенку. Выберете время приготовления уроков, подходящее для вашего ребенка. Может ему после школы нужно отдохнуть, многие дети еще спят днем, а некоторые вновь хотят поспать, несмотря на то, что раньше уже отказались от дневного сна. Важно проявлять веру в ребенка, что у него все лучше и лучше получается с каждым днем, что после уроков вас ждут другие интересные дела, поощрение, поддержка. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему.

Важный момент – мотивация. 

Что важнее для ребенка – играть или учиться, а также как относиться ребенок к школе может определить и психолог, и учитель в несложной беседе. У большинства 6-леток мотивационная готовность только формируется, и игра остается очень важным занятием для ребенка, для его развития. Поэтому в первом классе так много игровых форм обучения. Не забывайте об этом и вы, когда помогаете ребенку.  Привлекайте свою фантазию и используйте игровой мотив, он – ваш верный помощник в развитие воли ребенка.

3. Третий важный компонент – социальная готовность. 

Простое наблюдение за ребенком позволит определить, умеет ли ребенок общаться с детьми, проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свои. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Этими навыками обычно успевают овладеть дети в детском саду. «Домашние» дети имеют более ограниченный круг общения, у них нет опыта общения в коллективе сверстников, но не всегда это означает, что у них социальные навыки развиты хуже. Есть и «садиковские» дети со своими проблемами в общении.


«Как же собрать всю эту информацию? И надо ли? Все идут в школу, и мы как все! Не надо все усложнять. Как-то же мы учились в свое время? Ничего о готовности к школе не говорили».  Разобраться в этом поможет наш психолог.
Каждый ребенок – индивидуальность, и развивается своими темпами. Какие-то функции уже сформированы, другие еще развиваются. Это обычное дело. Зная, как развивается ваш ребенок, вы будете понимать, с чем ребенок может справляться, а в чем ему нужна помощь, и какая.